Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Процесс естественного отбора
1.  
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­ме­ров че­ты­ре можно от­не­сти к одной форме есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый к этой форме от­бо­ра не от­но­сит­ся:

1) под­дер­жа­ние опре­де­лен­ной длины вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми;
2) ре­дук­ция пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у чер­вей при пе­ре­хо­де к эн­до­па­ра­зи­тиз­му;
3) су­ще­ство­ва­ние ла­ти­ме­рии и дру­гих ре­лик­то­вых ор­га­низ­мов в не­из­мен­ном виде;
4) пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние медуз, име­ю­щих ти­пич­ное по­лу­про­зрач­ное тело;
5) ги­бель длин­но­ухих и ко­рот­ко­ухих зай­цев и пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние осо­бей со сред­ни­ми раз­ме­ра­ми ушных ра­ко­вин при рез­ких ко­ле­ба­ни­ях тем­пе­ра­ту­ры.
2.  
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­ме­ров че­ты­ре можно от­не­сти к одной форме есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый к этой форме от­бо­ра не от­но­сит­ся:

1) удли­не­ние кор­ней у скле­ро­фи­тов при по­ни­же­нии уров­ня грун­то­вых вод;
2) под­дер­жа­ние опре­де­лен­но­го раз­ме­ра вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми;
3) ре­дук­ция хло­ро­пла­стов у рас­те­ний при пе­ре­хо­де к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни;
4) фор­ми­ро­ва­ние по­кро­ви­тель­ствен­ной окрас­ки у самок те­те­ре­ва при рас­ши­ре­нии аре­а­ла;
5) по­яв­ле­ние по­пу­ля­ции кра­бов с узким го­ло­во­груд­ным щитом при по­вы­ше­нии в воде кон­цен­тра­ции из­вест­ко­во­го ила.
3.  
i

Ре­ак­тив­ное дви­же­ние медуз со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на воз­ник­ло в ре­зуль­та­те:

1) опре­де­лен­ной из­мен­чи­во­сти
2) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти
3) ка­та­ге­не­за
4) есте­ствен­но­го от­бо­ра
4.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, воз­ник­шие как ре­зуль­тат дей­ствия со­ци­аль­ных фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за:

 

а  — ши­ро­кая груд­ная клет­ка

б  — S-об­раз­ный изгиб по­зво­ноч­ни­ка

в  — вью­щи­е­ся во­ло­сы у пред­ста­ви­те­лей не­гро­ид­ной расы

г  — чле­но­раз­дель­ная речь

1) а, б, в
2) а, г
3) в, г
4) толь­ко г
5.  
i

В про­цес­се эво­лю­ции у во­до­пла­ва­ю­щих птиц между паль­ца­ми ног по­яви­лись пла­ва­тель­ные пе­ре­пон­ки. Это при­мер адап­та­ции:

1) по­ве­ден­че­ской
2) био­хи­ми­че­ской
3) фи­зио­ло­ги­че­ской
4) мор­фо­ло­ги­че­ской
6.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) ре­дук­ция кор­не­вой си­сте­мы у рас­те­ний-па­ра­зи­тов
2) при­спо­соб­ле­ние бо­лез­не­твор­ных бак­те­рий к ле­кар­ствен­ным пре­па­ра­там
3) со­хра­не­ние вы­со­кой проч­но­сти тка­ней цвет­ков у рас­те­ний, опы­ля­е­мых ле­ту­чи­ми мы­ша­ми
4) фор­ми­ро­ва­ние по­пу­ля­ции ужей без вы­ра­жен­ной по­ло­са­то­сти тела при за­се­ле­нии из­вест­ко­вых скал
7.  
i

Сла­бое раз­ви­тие ор­га­нов чувств у поч­вен­ных скрыт­но­жи­ву­щих коль­ча­тых чер­вей со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те:

1) есте­ствен­но­го от­бо­ра
2) пря­мой борь­бы между осо­бя­ми
3) опре­де­лен­ной из­мен­чи­во­сти
4) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти
8.  
i

Стре­ка­тель­ные клет­ки медуз со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на раз­ви­лись в ре­зуль­та­те:

1) есте­ствен­но­го от­бо­ра
2) стрем­ле­ния к со­вер­шен­ство­ва­нию
3) опре­де­лен­ной из­мен­чи­во­сти
4) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти
9.  
i

Круп­ный зон­тик (1,5-2 м) по­ляр­ной ме­ду­зы со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на раз­вил­ся в ре­зуль­та­те:

1) опре­де­лен­ной из­мен­чи­во­сти
2) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти
3) есте­ствен­но­го от­бо­ра
4) пря­мой борь­бы между осо­бя­ми
10.  
i

Ло­па­сте­вид­ные вы­ро­сты с пуч­ка­ми ще­ти­нок на теле мно­го­ще­тин­ко­вых чер­вей со­глас­но эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на воз­ник­ли в ре­зуль­та­те:

1) есте­ствен­но­го от­бо­ра
2) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти
3) опре­де­лен­ной из­мен­чи­во­сти
4) стрем­ле­ния к со­вер­шен­ство­ва­нию
11.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к виду Че­ло­век ра­зум­ный ука­зы­ва­ют(-ет):

1) s-об­раз­ная форма по­зво­ноч­ни­ка, свод­ча­тая стопа
2) на­ли­чие го­лов­но­го мозга, со­сто­я­ще­го из пяти от­де­лов
3) на­ли­чие у эм­бри­о­на осе­во­го ске­ле­та, пред­став­лен­но­го хор­дой
4) внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие за­ро­ды­ша, вскарм­ли­ва­ние потом­ства мо­ло­ком
12.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, воз­ник­шие как ре­зуль­тат дей­ствия био­ло­ги­че­ских фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за:

 

а  — пря­мо­хож­де­ние

б  — вы­сту­па­ю­щий узкий нос у пред­ста­ви­те­лей ев­ро­пео­ид­ной расы

в  — сме­щен­ное к цен­тру ос­но­ва­ния че­ре­па за­ты­лоч­ное от­вер­стие

г  — чле­но­раз­дель­ная речь

1) а, б, в
2) б, г
3) в, г
4) толь­ко а
13.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, воз­ник­шие как ре­зуль­тат дей­ствия со­ци­аль­ных фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за:

 

а  — на­ли­чие ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния

б  — свод­ча­тая стопа

в  — узкий раз­рез глаз у пред­ста­ви­те­лей мон­го­ло­ид­ной расы

г  — вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма

1) а, в
2) а, г
3) б, в
4) толь­ко а
14.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, воз­ник­шие как ре­зуль­тат дей­ствия био­ло­ги­че­ских фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за:

 

а  — вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма

б  — пря­мо­хож­де­ние

в  — свод­ча­тая стопа

г  — эпи­кан­тус у пред­ста­ви­те­лей мон­го­ло­ид­ной расы

1) а, б
2) а, в
3) б, в, г
4) толь­ко б
15.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, воз­ник­шие как ре­зуль­тат дей­ствия со­ци­аль­ных фак­то­ров ан­тро­по­ге­не­за:

 

а  — вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма

б  — пря­мо­хож­де­ние

в  — сме­щен­ное к цен­тру ос­но­ва­ния че­ре­па за­ты­лоч­ное от­вер­стие

г  — эпи­кан­тус у пред­ста­ви­те­лей мон­го­ло­ид­ной расы

1) а, б
2) а, г
3) б, в, г
4) толь­ко а
16.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) фор­ми­ро­ва­ние мощ­ной ку­ти­ку­лы у мно­гих эн­до­па­ра­зи­тов
2) при­спо­соб­ле­ние бо­лез­не­твор­ных бак­те­рий к ле­кар­ствен­ным пре­па­ра­там
3) фор­ми­ро­ва­ние се­зон­ных рас у по­грем­ка, про­из­рас­та­ю­ще­го на се­но­кос­ных лугах
4) пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние ку­ко­лок ба­боч­ки кра­пив­ни­цы, име­ю­щих ти­пич­ную окрас­ку, сов­па­да­ю­щую с окрас­кой коры де­ре­вьев
17.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) по­вы­ше­ние устой­чи­во­сти крыс к ядо­хи­ми­ка­там
2) ре­дук­ция кор­не­вой си­сте­мы у рас­те­ний-па­ра­зи­тов
3) фор­ми­ро­ва­ние пре­ду­пре­жда­ю­щей окрас­ки у ядо­ви­тых жи­вот­ных
4) со­хра­не­ние опре­де­лен­ных раз­ме­ров вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми
18.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) по­вы­ше­ние устой­чи­во­сти крыс к ядо­хи­ми­ка­там
2) под­дер­жа­ние по­сто­ян­ной тем­пе­ра­ту­ры тела у мле­ко­пи­та­ю­щих
3) со­хра­не­ние опре­де­лен­ных раз­ме­ров вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми
4) су­ше­ство­ва­ние ме­че­хво­ста в не­из­мен­ном со­сто­я­нии на про­тя­же­нии не­сколь­ких ты­ся­че­ле­тий
19.  
i

Опре­де­ли­те фазу мей­о­за по опи­са­нию:

 

го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы рас­хо­дят­ся к по­лю­сам клет­ки; к каж­до­му по­лю­су от­хо­дит умень­шен­ный вдвое по срав­не­нию с ро­ди­тель­ской клет­кой набор хро­мо­сом.

1) ана­фа­за I
2) про­фа­за II
3) ме­та­фа­за I
4) те­ло­фа­за II
20.  
i

Опре­де­ли­те фазу мей­о­за по опи­са­нию:

 

в ре­зуль­та­те конъ­юга­ции об­ра­зу­ют­ся хро­мо­сом­ные пары; хро­ма­ти­ды го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в не­ко­то­рых ме­стах пе­ре­кре­щи­ва­ют­ся.

1) ана­фа­за I
2) те­ло­фа­за II
3) про­фа­за I
4) ме­та­фа­за II
21.  
i

Опре­де­ли­те фазу мей­о­за по опи­са­нию:

 

нити ве­ре­те­на де­ле­ния свя­за­ны с цен­тро­ме­ра­ми го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом; пары го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом рас­по­ло­же­ны в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки.

1) ана­фа­за I
2) про­фа­за II
3) ме­та­фа­за I
4) те­ло­фа­за II
22.  
i

Мо­ле­ку­ла АТФ со­дер­жит:

а)  оста­ток ри­бо­зы;

б)  оста­ток дез­ок­си­ри­бо­зы;

в)  три мак­ро­эр­ги­че­ские связи;

г)  пу­ри­но­вое азо­ти­стое ос­но­ва­ние;

д)  пи­ри­ми­ди­но­вое азо­ти­стое ос­но­ва­ние.

1) а, в, г;
2) а, в, д;
3) 6, г;
4) толь­ко а, г.
23.  
i

Ли­зо­со­мы, в от­ли­чие от ри­бо­сом:

а)  встре­ча­ют­ся толь­ко в клет­ках жи­вот­ных;

б)  со­сто­ят из двух субъ­еди­ниц  — боль­шой и малой;

в)  вы­пол­ня­ют функ­цию осмо­ре­гу­ля­ции в клет­ках;

г)  яв­ля­ют­ся од­но­мем­бран­ны­ми ор­га­но­и­да­ми.

1) а, в;
2) а, г;
3) б, г;
4) толь­ко г.
24.  
i

В клет­ках рас­те­ний дву­мем­бран­ное стро­е­ние имеют:

а)  ядро;

б)  ва­ку­о­ли;

в)  хло­ро­пла­сты;

г)  ми­то­хон­дрии.

1) а, в, г;
2) 6, г;
3) толь­ко в, г;
4) толь­ко а, в.
25.  
i

Био­тех­но­ло­ги­че­ским про­цес­сом яв­ля­ет­ся:

1) сбор уро­жая яблок;
2) мытье ово­щей и фрук­тов перед едой;
3) про­из­вод­ство фер­мен­тов с ис­поль­зо­ва­ни­ем мик­ро­ор­га­низ­мов;
4) хи­ми­че­ская про­пол­ка (об­ра­бот­ка гер­би­ци­да­ми) поля пше­ни­цы.
26.  
i

Био­тех­но­ло­ги­че­ским про­цес­сом яв­ля­ет­ся:

1) мытье рук перед едой;
2) опре­де­ле­ние уров­ня хо­ле­сте­ри­на в крови че­ло­ве­ка;
3) дез­ин­фек­ция сто­ло­вых при­бо­ров со­до­вым рас­тво­ром;
4) про­из­вод­ство пи­ще­вых про­дук­тов с по­мо­щью мик­ро­ор­га­низ­мов.
27.  
i

В ходе эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия по­зво­ноч­ных жи­вот­ных на этапе га­стру­ля­ции об­ра­зу­ет­ся:

1) хорда;
2) бла­сто­дер­ма;
3) пер­вич­ная кишка;
4) нерв­ная пла­стин­ка;
5) од­но­слой­ный мно­го­кле­точ­ный за­ро­дыш.
28.  
i

В ходе эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия по­зво­ноч­ных жи­вот­ных на этапе дроб­ле­ния об­ра­зу­ет­ся:

1) эк­то­дер­ма;
2) бла­сто­цель;
3) пер­вич­ный рот;
4) нерв­ная труб­ка;
5) по­кров­ный эпи­те­лий.
29.  
i

При ста­би­ли­зи­ру­ю­щем от­бо­ре про­ис­хо­дит:

1) со­хра­не­ние ре­лик­то­вых форм рас­те­ний и жи­вот­ных
2) обя­за­тель­ное об­ра­зо­ва­ние ме­ла­ни­че­ских форм (тем­но­окра­шен­ных)
3) сме­ще­ние нормы ре­ак­ции ор­га­низ­ма в сто­ро­ну из­мен­чи­во­сти при­зна­ка
4) со­хра­не­ние в по­пу­ля­ции осо­бей с край­ни­ми ва­ри­ан­та­ми из­мен­чи­во­сти при­зна­ка
30.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и рас­по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

 

а  — лось

б  — кай­ман

в  — линь

г  — са­ла­манд­ра

1) б → в → г → а
2) в → б → а → г
3) в → г → б → а
4) г → в → а → б
31.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и рас­по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

 

а  — ноч­ни­ца

б  — кай­ман

в  — кета

г  — жер­лян­ка

1) г → в → б → а
2) г → а → б → в
3) в → б → г → а
4) в → г → б → а
32.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  кры­лья со­ро­ки и кры­лья пчелы

Б)  ко­люч­ки бар­ба­ри­са и усики го­ро­ха

B)  кор­не­ви­ще ириса и клу­бень кар­то­фе­ля

Г)  кор­не­плод ре­ди­са и корни-при­сос­ки омелы

Д)  ко­па­тель­ные ко­неч­но­сти крота и ко­па­тель­ные ко­неч­но­сти мед­вед­ки

До­ка­за­тель­ство эво­лю­ции

1)  ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2)  го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2.

33.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  кры­лья мухи и кры­лья совы

Б)  лу­ко­ви­ца лилии и кор­не­плод мор­ко­ви

B)  усики го­ро­ха и лов­чий ап­па­рат ро­сян­ки

Г)  иг­ло­вид­ные ли­стья ели и шипы еже­ви­ки

Д)  ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы зубра

До­ка­за­тель­ство эво­лю­ции

1)  ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2)  го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2.

34.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния в ходе эво­лю­ции струк­тур и си­стем жи­вот­ных:

 

1хорда
2нерв­ные клет­ки
3фа­се­точ­ные глаза
4за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 3142.

35.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  нерв­ная труб­ка

2)  пер­вич­ная по­лость тела

3)  хи­ти­ни­зи­ро­ван­ная ку­ти­ку­ла

4)  шей­ный отдел по­зво­ноч­ни­ка

5)  три слу­хо­вые ко­сточ­ки в сред­нем ухе

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

36.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур (про­цес­сов) жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  пла­цен­та

2)  груд­ная клет­ка

3)  внут­ри­кле­точ­ное пи­ще­ва­ре­ние

4)  кост­но-хря­ще­вой эн­дос­ке­лет

5)  око­ло­гло­точ­ное нерв­ное коль­цо

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

37.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  губ­ча­тые лег­кие

2)  во­ло­ся­ной по­кров

3)  чле­ни­стые ко­неч­но­сти

4)  кожно-му­скуль­ный мешок

5)  го­лов­ной мозг из пяти от­де­лов

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

38.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  хорда

2)  пла­цен­та

3)  нерв­ные клет­ки

4)  сквоз­ная ки­шеч­ная труб­ка

5)  мно­го­слой­ный чле­ни­стые эк­зоске­лет

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

39.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  хорда

2)  диа­фраг­ма

3)  та­зо­вые почки

4)  пер­вич­ная по­лость тела

5)  за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.